«За что платим?»
Стоматолог-хирург
Высокие технологии — уловки медицинского маркетинга или стоматологическая польза?
Начну с предыстории. Пару лет назад на рынке появился так называемый концентрат энергии — в стильной упаковке, с интересной легендой и супер-активными продавцами. Мнения моих знакомых разделились: одни считали концентрат надувательством, другие утверждали, что это продукт будущего и вообще «must have». Спустя какое-то время большинство пришло к выводу: «проще купить в аптеке обычный пузырек растительного экстракта — по свойствам одинаково, по стоимости в десять раз дешевле. А все остальное — гениальный маркетинг».
Сразу же оговорюсь: сам не пробовал и судить не берусь, но эта история для меня показательна: потому что в стоматологии тоже есть категория пациентов, считающих, что все материалы и технологии «черпаются из одного ведра», а все остальное — тот самый гениальный маркетинг и жадность собственника. Так ли это? Давайте разбираться.
Вот, например, актуальная тема: лечение каналов зуба. Разброс цен на эту стоматологическую услугу колоссальный — от пары тысяч до десяти и более. С чем он связан? Конечно, с анатомией зуба, но больше всего — с интеллектом, вложенным в процесс лечения. Потому что каналы можно лечить наугад, а можно — при помощи дентального микроскопа, очень полезной и продвинутой штуки. С ее помощью несложно увидеть (а значит, вылечить) дополнительные каналы, их изгибы и особенности. Дентальный микроскоп незаменим при перелечивании старых пломб: с ним канал вскрывают деликатно, не истончая стенки и сохраняя зуб.
Полезная штука, согласитесь? Имеется, однако, не во всех клиниках, а там, где имеется, не всегда используется. Я лично знаком с главврачами, в чьих клиниках микроскоп стоит, накрытый простынкой. Почему? Потому что к дентальному микроскопу должен прилагаться доктор-эндодонтист. А кто такой эндодонтист? Это специалист, которого не учат ни в одном российском вузе! Поэтому имеющие возможность едут в Германию — проматерь эндодонтии, желающие проникнуть в суть предмета учатся у них, остальные лечат по старинке, всерьез считая наличие микроскопа «гениальным маркетинговым ходом».
То же самое происходит практически во всех областях стоматологии — хирургии, имплантации, протезировании. В «Стоматике», например, отказались от протезирования на популярной у многих металлокерамике. Потому что есть революционный материал — диоксид циркония, и есть новейшие цифровые технологии (система CAD/CAM, например), позволяющие нам делать зубы, которые и через 20 лет не отличишь природных: по эстетике, анатомическим подробностям, эксплуатационным свойствам.
Так что такое технологии? Маркетинг «под простынкой» или естественное развитие отрасли? Нужны ли они и стоят ли они денег пациентов? Я скажу так: ни один человек в здравом уме не захочет иметь худшее, если есть разумная и успешная альтернатива. Вот только не стоит «размахивать» этой альтернативой в рекламных целях: технологиями необходимо виртуозно владеть и год от года их обновлять. А маркетинг начинается позже — когда ставится задача сделать новые технологии финансово доступными как можно большему количеству людей. И это тоже можно. Поверьте. Проверено.
Стоматолог-хирург